Национальная академия ненависти Как украинском ученых выпроваживают за границу

Девушка в 29 лет получила степень доктора наук, а ее статьи печатаются в зарубежных научных изданиях. Причем если для многих ее коллег-ученых действует схема "собрал деньги-заплатил-напечатался", Броварец публикуется бесплатно.

Молодой ученом и его научному руководителю Дмитрию Говоруну удалось открыть новый механизм преобразования неправильных пар оснований ДНК, ответственный за мутации. Если раньше считалось, что мутации возникают спонтанно как ошибки программирования, согласно модели украинских ученых, эти события запрограммированы в самой структуре молекулы ДНК, а именно - в строении ее основ.

Об этом сама Ольга Броварец в конце прошлого года рассказала в интервью depo.ua .

"Сейчас это в большей степени фундаментальные исследования. Но надеемся, что в скором будущем сможем их перевести в практическую плоскость - научиться контролировать мутации в ДНК. Например, повысив уровень мутаций, можно достичь запрограммированной смерти клеток, в частности, пораженных вирусом или раком", - пояснила науковчиня.

После получения Ольгой нескольких престижных наград - Scopus Awards Ukraine 2016, а не так давно - "Лидер науки Украины 2016. Web of Science Award" на Броварец обратили внимание украинские СМИ.

Наибольший резонанс произвел сюжет ТСН "Мисс доктор наук", который в Facebook только с официальной страницы СМИ распространили 20 тыс. Раз.

Казалось бы, подобное внимание к украинской науки, которая обычно общество интересует мало, должно радовать и научное сообщество в целом, и, собственно, Институт молекулярной биологии и генетики НАН Украины, в котором работает Броварец.

Но после выхода сюжета и в саму ученый, и у журналистов неожиданно полетели камни.

Ученые захлебывались в постах: сюжет желтый, ложный, а если присмотреться, ничего особенного в исследовании Броварец нет. Правда, некоторые при этом извинялись, мол, ничего личного, просто я за правду.

(....)

Или просматривали ученые сам сюжет, или довольствовались мифическим отголоском "Лекарство от рака", осталось тайной.

Ведь в сюжете о нобелевку отмечают скорее эмоционально, а о том, что уже завтра открытие позволит начать производство онкопрепараты, - ни слова. Лишь утверждают, что исследования "дает надежду". И, собственно, вывод журналист делает не одна, а руководствуясь экспертным мнением.

"Если понимать, как может модифицироваться молекула, мы можем защитить себя от болезней", - комментирует в сюжете директор Института высоких технологий КНУ им. Шевченко Владимир Ильченко.

"Лекарство от рака" появились уже позже, на страницах других СМИ, в основном желтых и не слишком рейтинговых - то есть, ресурсов, которые не воспринимаются слишком серьезно вдумчивым читателем.

И именно за них зацепились украинские ученые, чтобы начать кампанию против коллеги, хотя заголовки СМИ надиктовывала явно не она.

Так традиционный для журналистики жанр истории успеха (в сюжете показывают гимназию, где училась Броварец, ее мать, рабочее место) в общественном пространстве превратился в "раздутую сенсацию".

Между тем между строк просматривается подтекст: материал такой "раздут", ведь о самих ученых так много не пишут.

И если у них есть »не менее достойные достижения", такая популярность может показаться страшной несправедливостью и "некомпетентностью СМИ".

Как завистью сочится ну очень компетентный клерк, когда вдруг делают начальником не его.

Травля КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА?

И казалось бы, обычное дело: посичалы в Facebook и тоже забыли.

Но на сторону "ученого сообщества" неожиданно стал Институт молекулярной биологии и генетики НАН Украины.

"Научное сообщество Института не считает весомые результаты исследований Броварец А. А. открытием мирового уровня", - говорится в обнародованном сообщении.

Более того, сама науковиця делать научный доклад на заседании Ученого Совета НАН Украины "с привлечением к обсуждению научной общественности Украины".

При этом в комментариях справедливо отмечают: непонятно, каких именно результатов ждут от обсуждения, если сообщество уже официально объявила собственные выводы.

И необходимости в очередной раз объяснять суть своего открытия у ученых нет - по крайней мере, если допустить, что критики хотя бы бросили взгляд на ее работы, прежде чем сказать "веское слово".

Пользователи логично отмечают, что науковицю "вызвали на ковер" (очевидно, ожидая оправданий) и при таком отношении Ольга Броварец действительно может забить на все и переехать за границу, как это уже сделали десятки украинских ученых.

И можно было бы утверждать, что речь идет о перекосы гражданского общества, которое грозит диктатом активных, хотя, возможно, и неправых. Но данная формулировка представляется на слишком поэтичным. Скорее, имеем дело с таким популярным в СССР травлей, когда "будь как все" и "не высовывайся" является главными принципами взаимодействия.

Но если украинские ученые будут руководствоваться такими принципами, будут бояться сказать лишнее слово и максимально формализуют общения со СМИ, на слишком большое внимание общественности рассчитывать не стоит. А значит, надежды на повышение финансирования украинской науки, тают тоже.

Травля КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА?