Вопросы и ответы № 39 :: Акта оказанных услуг должно быть достаточно для налоговых расходов и без ТТН

Вопросы и ответы № 39 (24.9.2012)
Вы спросили у редакции

Внимание! архивная публикация

Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua .

Наше предприятие заказало услуги по перевозке купленной продукции в транспортной компании. После оказания услуг перевозчик передал нам акт выполненных работ (оказанных услуг). Теперь у нас проверка, и налоговики считают, что мы не имели права отнести к налоговым расходам расходы на перевозку, подтвержденные только актом выполненных работ. Они говорят, что нужно было получить от перевозчика ТТН. Правомерны ли требования налоговиков?

Вспомним нормы п. 138.2 НКУ, где указано, что налоговые расходы признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление налогоплательщиком расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухучета, и других документов, установленных р. II НКУ. То же указано и в п. 44.1 НКУ. I все помнят требования пп. 139.1.9 НКУ, запрещающий относить к налоговым расходам расходы, не подтвержденные расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухучета и начисления налога. При этом обращаем внимание, что грузоперевозчик признает доход от предоставления услуг по дате составления акта или иного документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждающего предоставление услуг (п. 137.1 НКУ).

Как видим, в НКУ мало конкретики и не указано, какие именно документы следует оформлять.

А значит, для автотранспортного предприятия акт будет первичным документом, который будет указывать время признания дохода. Поэтому тот самый акт оказания услуг и давать право заказчику услуг по перевозке на отнесение понесенных затрат на налоговые расходы по НКУ. Ведь акт - это первичный документ. Конечно, при условии, что в таком акте есть все необходимые для первичных документов реквизиты (п. 2.7 Положения №881). Напомним: в любом первичном документе должны быть реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухоблик2 и п. 2.4 Положения №88. А именно:

- название, дата и место составления документа;

- название предприятия, от имени которого оформлено документ;

- содержание, объем и единица измерения хозоперации;

- должности лиц, ответственных за осуществление хозоперации и правильность ее оформления;

- личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в хозоперации;

- идентификационный код;

- номер документа;

- основание для осуществления операций;

- данные о документе, удостоверяющем личность получателя, и тому подобное.

Также нужно, чтобы его подписали представители предприятий (исполнителя и заказчика), которым такое право предоставлено внутренними документами упомянутых юрлиц (приказом, документооборотом и другими). Это можно обосновать, например, нормами п. 1 ст. 853 ГКУ.

Поэтому если ваш акт соответствует всем требованиям к первичного документа, вы смело можете формировать налоговые расходы по полученным услугам по перевозке (п. 138.2 НКУ).

На практике специалисты по ГНИ отмечают, что перевозчик должен был составить и выдать товарно-транспортную накладну3 (ТТН). Ведь это прямое требование п. 1 Правил №3634, где, в частности, упомянуто, что именно ТТН - единый документ для всех участников транспортного процесса, предназначенный, в частности, для расчетов за перевозку груза и учета выполненных работ. Дополнительно в п. 11.1 вышеупомянутых Правил указано, что основным документом на перевозку грузов являются, ТТН. Также инспекторы ГНИ отмечают, что пункт 1 Перечня №2075 свидетельствует, что водитель, который осуществляет грузовые перевозки на договорных условиях, в частности, должен иметь ТТН. А в п. 2 Приказа №488 / 346 вообще указано, что ТТН обязаны использовать все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности. Кроме того, Минтранс в письме от 10.08.2010 г.. №3845-01 / 09 / 19-10 (см. «ДК» № 39/2010 ) Заметил, что не допускается замена ТТН любым другим документом. Подытоживая, вспомним и консультацию налоговиков с ЕБНЗ (подр. 110.07.04), где они отмечают, что в случае отсутствия первичной транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в т. Ч. ТТН, налогоплательщик не имеет права на налоговые расходы по таким расходам.

Конечно, аргументы налоговиков имеют вес. И все же у нас есть контраргументы.

1. Как мы заметили выше, в самом НКУ не указано о прямой связи налоговых расходов с наличием или отсутствием ТТН. Теперь стоит вспомнить, что НКУ запрещает устанавливать дополнительные ограничения по составу затрат налогоплательщиков (п. 140.5 НКУ).

2. Приказ №488 / 364, которым принято форму ТТН, не зарегистрирован в Минюсте. А следовательно, не имеет всеобщей юридической силы, поэтому его не обязательно применять предприятиям, которые не относятся к сфере управления Минтранса и Минстату6.

1 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г.. №88.

2 Закон Украины от 16.07.99 г.. №996-XII «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

3 Типовая форма №1-ТН, утвержденная приказом Минтранса и Минстата Украины от 29.12.95 г.. №488 / 346.

4 Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г.. №363.

5 Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением от 25.02.2009 г.. №207.

6 Постановление ВХСУ от 17.02.2005 г.. №34 / 281а, письмо Минюста от 07.06.2000 г.. №33-32-874.

Подведем итоги. По мнению автора, если у предприятия услуги по перевозки подтверждено только актом выполненных работ, который содержит все обязательные реквизиты первичного документа, то такие расходы вполне законно, на основании п. 168.2 НКУ, найдут свое место в налоговых расходах и без такого документа, как ТТН. Но будьте готовы, что проверяющие для подтверждения расходов требовать у вас ТТН. Поэтому во избежание конфликтов рекомендуем требовать у перевозчика оформить еще и ТТН.

Василий БРЮХОВИЦКИЙ, «Дебет-Кредит»

НДС при поставке транспортно-экспедиторских услуг нерезиденту   Вы спросили у редакции   Наше предприятие предоставляет транспортно-экспедиторские услуги нерезиденту НДС при поставке транспортно-экспедиторских услуг нерезиденту
Вы спросили у редакции
Наше предприятие предоставляет транспортно-экспедиторские услуги нерезиденту. Будет ли НДС при предоставлении таких услуг? ...

Заявление на отпуск - пережиток прошлого   № 19 (11 Заявление на отпуск - пережиток прошлого
№ 19 (11.5.2015) :: Вы спросили у редакции
Что должен делать предприятие, если работник не пишет заявление на отпуск? ...

Право на отпуск перед и после отпуска по беременности и родам   № 19 (11 Право на отпуск перед и после отпуска по беременности и родам
№ 19 (11.5.2015) :: Вы спросили у редакции
Можно ли предоставить работнице отпуск непосредственно перед и сразу после
отпуска в связи с беременностью и родами? ...

Правомерны ли требования налоговиков?
Будет ли НДС при предоставлении таких услуг?