Налоговая требует применять РРО на рынках.

15 июля 2015

Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов для плательщиков единого налога с начала этого года стал вопрос обязательного применения регистраторов расчетных операций (РРО). Налоговая служба стороне.
Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов для плательщиков единого налога с начала этого года стал вопрос обязательного применения регистраторов расчетных операций (РРО)

Применять РРО при наличных расчетах единщики третьей группы обязаны с 1 июля 2015 года, а второй группы - с 1 января 2016 года. -Прежнему работать без РРО имеют право единщики первой группы, основную массу которых составляют самозанятые предприниматели рыночники. В то же время Налоговый Кодекс Украины освобождает от применения РРО предпринимателей-единщиков всех групп при осуществлении деятельности на рынке. Но ДФС Украины решила иначе. Вот какое разъяснение появилось в ЗРЕНИЕ (категория 109.06).

Необходимо ФОТ - плательщику единого налога второй группы с 01.01.2016 г.. И третьей группы с 01.07.2015 г.. - применять РРО при осуществлении деятельности на рынке, в том числе в стационарных помещениях, расположенных на территории рынка (магазины, павильоны, помещения контейнерного типа), и при сдаче этих помещений в аренду?

В соответствии с п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса Украины (НКУ) плательщики единого налога второй и третьей (физические лица - предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций (далее - РРО).

В то же время, в соответствии с абз. 5 п. 1 р. II «Переходные положения» Закона Украины от 28.12.2014 г.. №71 - VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», плательщики единого налога третьей группы с 1 июля 2015 года и плательщики единого налога второй группы с 1 января 2016 года должны применять регистраторы расчетных операций.

Согласно п. 2 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г.. №57 / 188 / 84/105 (далее - Правила торговли на рынках), рынок - это субъект хозяйствования, созданный на отведенном по решению местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления земельном участке и зарегистрированный в установленном п орядку, функциональными обязанностями которого является предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товара по ценам, которые устанавливаются в зависимости от спроса и предложений.

В торговой зоне территории рынка размещают крытые рынки, павильоны для торговли пищевой продукцией, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, крытые и открытые ряды для торговли растениеводческой продукцией, площадки для продажи продукции с автомобилей, тележек, прицепов, отделенные площадки для торговли живыми животными и птицами, предприятия по продаже продовольственных и промышленных товаров, общественного питания и бытового обслуживания (п. 2.1 р. 2 Ветеринарно-санитарных правил для рынков, утвержденных приказом главного дер ного инспектора ветеринарной медицины Украины от 04.06.96 г.. №23).

Магазин - это объект стационарной розничной торговли, расположенный в уединенной здании или помещении, имеющий торговый зал для покупателей с достаточной торговой площадью для их обслуживания и систему специальных помещений (для хранения товаров, подготовки их к продаже, подсобных, административных, технических и др.) (пп. 3.1.1 г. 3 приказа Госкомстата от 24.10.2005 г.. №327 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений по торговой сети и сети ресторанного хозяйства»).

Таким образом, при осуществлении деятельности на рынках физические лица - предприниматели на едином налоге второй и третьей группы не применяют РРО, однако если деятельность осуществляется в стационарных помещениях, расположенных на территории рынка (магазины, павильоны, помещения контейнерного типа), или эти помещения сдаются в аренду, такие плательщики должны применять РРО.

Итак, налоговики считают, что в стационарных помещениях на рынках единщикам второй и третьей группы необходимо устанавливать РРО на общих основаниях. С точки зрения общей «вселенской справедливости» их требование понятна. Ведь магазин на рынке ничем не отличается от других магазинов, принадлежащих единщикам. Зачем же им предоставлять льготы? Единщики первой группы в магазинах торговать не могут, ведь им разрешена розничная торговля исключительно с торговых мест на рынке, а магазины к таковым не относятся.

Но с точки зрения закона эта консультация очень сомнительна.
Во-первых, в п. 296.10 ст. 296 НКУ четко указано, что плательщики единого налога при осуществлении деятельности на рынках не применяют РРО. В нем нет оговорок по видам деятельности, мест торговли и др. То есть эта норма должна распространяться на любую деятельность на территории рынка.

И если налоговики с этим не согласны, им необходимо инициировать внесение изменений в п. 296.10 НКУ, а не притягивать за уши разные нормативные акты, которые не имеют к этому вопросу никакого отношения.

Какое отношение к вопросу применения РРО должны Ветеринарно-санитарные правила для рынков, утвержденные приказом главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 04.06.96 г.. 23? Этот документ регулирует санитарные требования к территории, оборудования, торгово-технологического оборудования, инвентаря, содержанию рынков, продажи продукции, а также обязанности дирекции рынков по их содержанию (о чем в нем прямо и говорится). Вопрос применения или неприменения кассовых аппаратов он не регулирует.

Более того, п. 2.1 Ветеринарно-санитарных правил, на который ссылаются налоговики, только подтверждает, что в торговой зоне рынке могут располагаться предприятия по продаже продовольственных и промышленных товаров, общественного питания и бытового обслуживания. Следовательно, деятельность магазинчиков, кафе, ателье и парикмахерских тоже вписывается в осуществление деятельности на рынках.

Упомянутое в разъяснении определения магазинов вообще стоит как-то отдельно, так как логически связано с другими названными нормативными правовыми актами.

А вот определение рынков, приведенное налоговиками по Правилам торговли на рынках, может для единщиков послужить дополнительным аргументом в защиту своих прав работать на рынке без РРО. Так, рынок - это субъект, созданный на специально отведенной для этого земельном участке. То есть территория рынка имеет четкие границы, указанные в документах, устанавливающих право на него. Следовательно, и деятельность предпринимателя в пределах территории рынка является деятельностью на рынке.

Кроме того, согласно п. 10 Правил торговли на рынках, для нужд и удобства продавцов и покупателей на территории рынка могут открываться магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания, телефонной связи, кассы продажи билетов на транспорт, гостиницы.

Пожалуй, аргументов достаточно для того, чтобы единщики второй и третьей группы имели право не устанавливать РРО на рынке и при необходимости отстоять свое право в судах.

Причем можно действовать и на опережение. Уже сейчас обратиться в налоговую инспекцию по индивидуальной налоговой консультацией по вопросу применения норм п. 296.10 ст. 296 НКУ в части осуществления деятельности на рынке без применения РРО. И в случае получения неблагоприятного консультации обжаловать его в суде.

http://chp.com.ua/newspaper-news/item/34413-nalogovaya-trebuet-primenyat-rro-na-ryinkah

Зачем же им предоставлять льготы?
?23?