Обжалование незаконных действий государственных фискальных органов при проведении проверки

Как показывает наш опыт, приобретенный в судебных спорах с органами фискальной службы об отмене доначисленных налогов и штрафных санкций, около сорока процентов проверок вообще могли бы не произойти, в случае владения должностными лицами предприятий, организаций, учреждений определенными знаниями требований налогового, гражданского, уголовного и другого законодательства по планированию проверок, оформления документов на их проведение и законности оснований проведения проверок при моратория

Как показывает наш опыт, приобретенный в судебных спорах с органами фискальной службы об отмене доначисленных налогов и штрафных санкций, около сорока процентов проверок вообще могли бы не произойти, в случае владения должностными лицами предприятий, организаций, учреждений определенными знаниями требований налогового, гражданского, уголовного и другого законодательства по планированию проверок, оформления документов на их проведение и законности оснований проведения проверок при моратория.

Поэтому актуальность этой статьи, где будет предоставлено комментарий, оценку действий контролирующих органов по вопросам соблюдения ими требований законодательства при проведении проверок, а также определено, каким образом должны действовать должностные лица юридических лиц и предприниматели с целью защиты своих прав, свобод, законных интересов, очевидна. Определимся с видами проверок и в каких случаях они проводятся. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Украины (НКУ) контролирующие органы государственной фискальной службы имеют право проводить фактические, камеральные и документальные проверки.

Фактические проверки осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности и расположения объектов плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам осуществления плательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, применения кассовых аппаратов, наличия лицензий, патентов, оформления трудовых отношений с работниками. О ее проведении налогоплательщик не предупреждается, наоборот перед проведением такой проверки закон позволяет осуществить контрольные закупки товаров или получения услуг, которые будут использованы в акте проверки как доказательства противоправной деятельности такого налогоплательщика (статья 80 НКУ).

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, отчетах и ​​расчетах плательщика, и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость. Приказ о проведении камеральной проверки руководителем контролирующего органа не принимается. О ее проведении налогоплательщик не сообщается. Бухгалтеры могут засвидетельствовать, что неоднократно за свою деятельность получали телефонные звонки от налоговых органов, в которых инспекторы сообщали, что проводят камеральную проверку деятельности предприятия, во время которой возникла определенная расхождение, а поэтому необходимо принести к ним договоры, накладные, банковские документы за 3 года и прочее.

В указанных выпадах должностным лицам предприятий или предпринимателям необходимо попросить инспекторов направить письмо с письменным требованием предоставить указанные документы. Как правило, желание получить документы у работников фискальной службы исчезает. В случае получения такого письма возникает право обратиться с жалобой на действия должностных лиц или с заявлением о преступлении в прокуратуру или в отдел внутренней безопасности, потому что камеральной проверке подлежит только отчетность налогоплательщика, сдана контролирующему органу. Обычно второй экземпляр акта камеральной проверки инспекторы фискальной службы не выдают, понимая возможность обжалования налогового уведомления-решения или решения о применении штрафных санкций, принятого на основании этого акта, ведь расчеты доначислений осуществляются только в акте проверки. Такие действия могут свидетельствовать о нарушении законодательства со стороны инспекторов фискальной службы (статьи 76, 86 НКУ), а потому могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий орган или в суд.

Наиболее значительные потери налогоплательщики могут получить по результатам проведения незаконных документальных проверок. Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Налоговым кодексом налогов и сборов, а также выполнение требований валютного и другого законодательства, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудовых договоров, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической, другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета.

Документальная проверка делится на плановую и внеплановую. Документальная плановая проверка предусматривается планом-графиком проведения плановых документальных проверок, который составляется поквартально и утверждается центральным контролирующим органом до начала квартала. Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, который делится на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще чем раз в три календарных года, средним - не чаще чем раз в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год. То есть, если у предприятия налоговая нагрузка более пяти процентов, вы имеете право обжаловать в суде приказ на проведение проверки в случае попытки проведения ежегодных проверок. Налоговым кодексом Украины вообще не предусмотрена обязательность проведения проверок налогоплательщиков.

О проведении документальной плановой проверки руководителем контролирующего органа принимается решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога с доходов физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами (статья 77 НКУ).

В средствах массовой информации и в интернет-ресурсах можно найти налоговые разъяснения, письма органов фискальной службы о том, что с 1 июля 2015 года, несмотря на мораторий, они имеют право проводить плановые проверки по отдельным вопросам соблюдения требований уплаты единого взноса и единого налога. Такая позиция контролирующего органа не соответствует требованиям п. 77.3 статьи 77 Налогового кодекса Украины и является основанием для признания в судах приказов о проведении проверок незаконными.

В случае отсутствия оснований для проведения плановых проверок контролирующие органы пытаются любым способом, путем проведения внеплановой проверки получить первичные бухгалтерские документы предприятия и выполнить доведенный план по доначислений налогов или определения штрафных санкций. Обстоятельства, при которых осуществляется внеплановая документальная проверка, предусмотрено статьей 78 НКУ. Перечень таких обстоятельств является исключительным.

Нужно иметь в виду, что контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 НКУ, в случае если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.

Чаще всего внеплановые документальные проверки проводятся на основании пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 НКУ. Рассмотрим подробнее некоторые из этих случаев.

В соответствии с пп. 78.1.1 внеплановая документальная проверка проводится, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого зак онодавства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

Законом Украины № 71-VIII от 28.12.2014 внесены изменения в пп. 78.1.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины и исключен термин «возможные». То есть на сегодня орган государственной службы в письме о предоставлении информации должен сообщить, какие нарушения и каких именно статей Налогового кодекса Украины совершено, кем и каким образом (то есть представить факты нарушения), чтобы получить ответ на письменный запрос в течение 10 рабочих дней.

Как правило, инспекторы направляют письмо, где указано, что предприятием (предпринимателем) или контрагентом быть нарушено налоговое законодательство и предлагают предоставить заверенные копии договоров, накладных, налоговых накладных, информацию о наличии производственных, складских и офисных помещений, наличие транспорта, ремонтных бригад, специальности работников и тому подобное.

В любом случае необходимо в течение 10 рабочих дней дать письменный ответ с уведомлением о вручении. Ответ по содержанию должен соответствовать письменному запросу, но информация, которая содержит ответ, должна быть согласованной со специалистами, юристами.

Предоставление письменного ответа в течение 10-ти рабочих дней лишает права налоговый орган назначить внеплановую проверку. При назначении внеплановой проверки, такой приказ может быть обжалован в суд.

Сам факт подачи иска об отмене приказа не запрещает фискальной службе совершать действия по проведению проверки. Поэтому необходимо ставить вопрос перед судом об обеспечении иска и подавать в суд соответствующее заявление.

Подобным образом решается ситуация в случае поступления запроса налогового органа по уточнений информации в налоговых декларациях.

В соответствии с пп. 78.1.11 внеплановая документальная проверка проводится, если получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом.

Больше попыток провести незаконные внеплановые проверки в обход моратория на проведение проверок со стороны контролирующих органов было именно на основании пп. 78.1.11.

Ведь Законом № 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" разрешено проведение проверок в следующих случаях:

- с разрешения правительства;

- по заявлению налогоплательщика;

- с разрешения суда;

- в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Законом Украины № 1697-VII "О прокуратуре" отменены нормы, которые содержали право прокуроров и следователей выносить постановления о назначении проверок или ревизий. В рамках уголовных производств прокурор, следователь обращается с ходатайством о принятии решения (вынесения постановления) о проведении проверки к следственному судье. И только по постановлению суда возможно проведение внеплановой документальной проверки на основании пп. 78.1.11 ст. 78 НКУ.

Со стороны фискальной службы случаи представления административных исков к окружных административных судов о назначении проверок налогоплательщиков. Такие действия с грубым нарушением требований ст. 20 Налогового кодекса Украины и ст. 183-3 Кодекса административного судопроизводства Украины, которыми предусмотрена возможность рассмотрения административными судами таких исков.

Необходимо более детально рассмотреть оговорки, которое содержится в абзаце 2 п. 78.2 статьи 78 Налогового кодекса, относительно запрета контролирующим органам проводить внеплановые проверки, когда вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок плательщика.

Если окажется, например, что за 2012 - 2014 годы была проведена плановая или внеплановая проверка и в акте указано, что проверке подлежали вопросы по соблюдению требований действующего налогового, валютного и другого законодательства, есть все основания для отказа контролирующему органу в проведении внеплановой проверки за тот же период и по тем же вопросам. Снимая эту проблему, территориальные органы обязаны в направлениях на проверку четко указывать, какое предприятие (организация, учреждение) подлежит проверке и за какой период. Именно поэтому необходимо требовать у ревизоров план проверки, где должно быть указано, какие вопросы, за какой период и кто будет проверять, а также какие необходимо предоставить документы и которому ревизору для проверки этих вопросов. В Налоговом кодексе о плане проверки ничего не говорится, но есть ссылки в Порядок оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.08.2015 № 727 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26 октября 2015 под № 1300/27745, где отмечается, что план проверки утверждается начальником ко нтролюючого органа или его заместителем и он является информативным приложением к акту проверки. В то же время приложения являются неотъемлемыми частями акта.

Особое внимание необходимо обратить на определенные в статье 81 Налогового кодекса Украины условия и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к проведению документальных выездных и фактических проверок. Судебная практика показывает, что незаконными являются действия контролирующего органа фискальной службы в случае отсутствия приказов на проведение проверки, непредъявление таких приказов руководителям налогоплательщиков, отсутствие служебных удостоверений в ревизоров, отсутствие направление на проверку и тому подобное.

Для возможного обжалования в суде приказа на проведение проверки необходимо обязательно делать отметку на титульном листе приказа о причинах отказа в допуске к проверке со ссылкой на соответствующую статью Налогового кодекса Украины, оставлять себе копию этого приказа с отображением записи о причине недопуска проверяющих на предприятие ( организацию).

Следовательно, правовые основания для исключения незаконных действий должностных лиц контролирующих органов о проведении проверок налогоплательщиков существуют, однако необходимо четко понимать, что такие действия должны быть юридически обоснованными и отвечать требованиям налогового законодательства. Вот почему налогоплательщики в защите своих прав и законных интересов от неправомерных действий контролирующих органов фискальной службы должны ориентироваться на предоставление правовой помощи специалистами налогового права, юристами.

Юрист Европейской юридической компании, эксперт практики хозяйственные правоотношения А. Гомзяк

Налоговый эксперт, старший преподаватель кафедры аудита Львовской коммерческой академии Р. Крохта


Если у Вас возникли вопросы - вы можете воспользоваться разделом сайта консультации .